Порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах в организациях определяется Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 26.

Заключение о неремонтопригодности является основанием для списания основного средства.

В соответствии с п. 28 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 26, выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества.

Акт о списании имущества не включен в Перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360, поэтому организация вправе самостоятельно утвердить форму такого акта.

Для списания имущества, находящегося в республиканской собственности, предусмотрена примерная форма акта о списании имущества согласно приложению к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 12.03.2012 N 15 «Об утверждении примерной формы акта о списании имущества». Указанная форма акта о списании имущества в качестве реквизитов содержит в том числе дату составления и дату утверждения акта. Под имуществом, находящимся в республиканской собственности, следует понимать имущество, за исключением запасов, закрепленное за республиканскими юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, а также переданное ими в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям (п. 1 Положения о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 N 180).

Исходя из вышеизложенного видно, что списание организациями основных средств, в том числе находящихся в республиканской собственности, осуществляется на основании актов о списании имущества, составляемых в соответствии с требованиями к первичным учетным документам, установленными ст. 10  Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013г. №57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Акт о списании имущества составляется и подписывается комиссией. В организациях государственной формы собственности для этих целей создается постоянно действующая комиссия по списанию имущества (ч. 1 п. 5 Положения N 180). В организациях негосударственной формы собственности функции указанной комиссии может выполнять комиссия по амортизационной политике, действующая в организации (п. 6 Инструкции N 37/18/6).

В случае списания оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгметаллы, находившихся в эксплуатации, в актах списания должны указываться масса (содержание) драгметаллов и драгоценных камней, подлежащих списанию, а также масса (содержание) драгметаллов и драгоценных камней, подлежащих оприходованию в виде лома (п. 69 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 N 34.

Приказом руководителя должны быть назначены работники, ответственные за сбор, хранение, учет лома и отходов, содержащих драгметаллы, за выполнение объемов их поставки для государственных нужд.

До списания имущества субъекты хозяйствования вправе определять содержание драгметаллов в нем следующими методами (п. 34, 4952 Инструкции N 34).

1. На основании технической документации: паспорта, технических условий, формуляра, этикетки, других документов.

При отсутствии данной документации можно использовать сведения:

— содержащиеся в перечнях (справочниках), разработанных республиканским унитарным предприятием «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней»;

— передаваемые на договорной основе переработчиками лома и отходов;

— содержащиеся в справочниках (перечнях) министерств, управлений, инспекций бывшего СССР, а также Российской Федерации (без согласования с РУП МХЛДМ);

— включенные в справочники, самостоятельно разработанные в организации (должны быть согласованы с РУП МХЛДМ).

2. По данным лабораторных химических анализов.

3. Комиссионно на основе аналогов с привлечением компетентных в данных вопросах специалистов:

— из числа работников организации. Состав комиссии назначается приказом по организации. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем организации; в учетных документах делается ссылка на акт;

— организаций, обслуживающих вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику, занимающихся ее ликвидацией, переработчиков, а также РУП МХЛДМ на договорной основе.

На основании решения руководителя организация вправе определить содержание драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах делается запись: «Находятся драгметаллы, содержание которых будет определено после списания» (ч. 3 п. 34 Инструкции N 34).

После утверждения акта списания организации обязаны изъять из списываемых основных средств детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгметаллы, на которые составляется акт демонтажа (изъятия). В случае когда в учетных документах учинена запись: «Находятся драгметаллы, содержание которых будет определено после списания», допускается не отражать в акте демонтажа (изъятия) количество драгметаллов, содержащихся в изъятых деталях, узлах и комплектующих изделиях. Акт демонтажа (изъятия) прилагается к акту списания оборудования (ч. 1 п. 70 Инструкции N 34).

На основании актов списания и в соответствии с прилагаемыми к ним актами демонтажа (изъятия) лом, содержащий драгметаллы, принимается на учет по номенклатуре, общей массе и массе (содержанию) в нем драгметаллов в чистоте (ч. 1 п. 71 Инструкции N 34). При разборке списанного оборудования организацией и неотражении в акте демонтажа (изъятия) количества драгметаллов, содержащихся в изъятых деталях, узлах и комплектующих изделиях, принятие на учет драгметаллов в ломе производится одновременно с их списанием на основании актов приемки, составленных переработчиком, и результатов первичной обработки лома (ч. 2 п. 71 Инструкции N 34).

К акту списания основных средств прилагаются следующие документы:

— акт об изъятии деталей (узлов), содержащих драгметаллы;

— перечень элементов, содержащих драгметаллы;

— приходный ордер на лом;

-приходный ордер на комплектующие изделия, содержащие драгметаллы.

 

Организация, осуществляющая изъятие, переработку и сдачу драгметаллов в Госфонд: Сервисный центр ПТР УП «Белмедтехника» тел. 284-25-99, 284-26-32.

 

 

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *